Dubrowsky
Хроники одного дупла
Блогово  →  Флудыбр  → 

Про новый Кинопоиск от Яндекса

12 Октября 2015 года

Я тут зачем-то убил воскресный вечер, читая телеги про Кинопоиск и, что хуже, комменты к ним. Дабы не считать это время совсем уж бездарно убитым, выскажусь.

Я бы поленился высказываться, если бы обиженные не позволили себе переход на личности и попытки организованной травли команды яндексоидов с вывешиванием поименного списка разработчиков и дизайнеров.

Хотя, может и так поленился бы. Но в списке яндексоидов обнаружился Ваня Семенов, с которым мне посчастливилось работать некоторое время еще у Кости Симакова, очень крутой чел и вообще, наверное, единственный дизайнер, которого мне никогда и ни чем не хотелось ударить =)

Поэтому теперь я не могу молчать.

Я прямо сильно разочарован в людях. Мне казалось, что на ЦП, Гиктаймс, Роем и прочих уважаемых сайтах, которые зачем-то заставили меня это все читать, должно тусоваться профессиональное сообщество - специалисты, инженеры, люди, понимающие какие-то простые вещи о том, как это все работает. Но нет - натуральная истерика, ловля проплаченных агентов Яндекса в комментах, и вот буквально "Дуров верни стенку". Собянин верни палатку.

Простые вещи я все-таки перечислю. Вот:

1. Хейтеры хейтят. Ок, на каком-нибудь change.org для дирижирования хомяками может проканать цифра-страшилка про "96% отрицательных отзывов" с нюкинопоиск.ру (неа, прямую ссылку не заслужили, хотя все, наверное, и так видели).

Но блин, профессиональное сообщество должно же понимать, что хейтеры - в твиттере, а ЦА - в вебвизоре, а хейтеров в вебвизоре исчезающе мало.

2. Если ты не платишь деньги, скорее всего ты и есть товар. Это немножко неприятно и даже чуть-чуть оскорбительно для личности, но профи, люди из индустрии, должны хорошо понимать этот момент. Но фиг там, пафос речей таков, будто Яндекс эти 80 лямов собрал там же на ЦП в комментах, а нынешние ораторы лично докинули недостающие пять тыщ баксов.

Ау, Яндекс вам ничего не должен. Если кому-то кажется, что можно сделать круче - дерзайте, в рунете еще полно звучных доменов и безработных кодеров.

3. (как следствие) Фидбэк принимают к сведению. Он очень важен для них. Всё. Гневными опусами можно чего-то добиться от маленьких стартапчиков (которые и без всякого гнева в публичном пространстве будут вам ноги целовать за любую обратную связь). С большими это не работает. Большие знают, что если юзер пишет в форму обратной связи - он по умолчанию какой-то не совсем такой.

4. Яндекс исповедует дизайн, управляемый цифрами. К этому можно относиться по-разному, такой подход можно считать слишком прагматичным, анти-креативным. Но обвинять дизайнеров в каком-то произволе, вкусовщине и самодурстве - это тупо не знать матчасть. У них было достаточно времени, чтобы отсмотреть все паттерны и промерить все цепочки кликов. Два года. Если для твоей любимой кнопочки не нашлось места в новом дизайне - это не потому, что злобный Ваня Семенов ей никогда не пользовался и решил, что она нафиг не нужна. Это потому, что ты оказался в подмножестве "7%".

Вообще-то техногику должно быть привычно в "семи процентах", он должен уметь жить в статусе меньшинства и, по необходимости, подгонять окружающий мир под свои извращенные юз-кейсы. Гризманки в помощь, ну или ждите, пока кто-то другой за вас расширение накодит.

5. Цикл бурления в интернете измеряется днями. Через неделю все благополучно забудут про эту тему. Даже я со своим постом через четыре дня после релиза - яростный слоупок. А нервные клетки не восстанавливаются. 

Кстати, пока оно бурлит, те, у кого с нервами все норм, собирают трафик и монетизируют понемногу (да, вы опять - товар). На нюкинопоиск.ру загорелась маленькая, но заметная рекламная ссылочка, на ЦП в комментах постят "списки альтернатив" (где 4 сайта нормальных, но разных, а еще один - какой-то подозрительный, зато во всех списках одинаковый). А вы это все лайкаете, молодцы.

6. Человек привыкает ко всему. Даже к уродскому и непродуманному дизайну. А тут он отнюдь не уродский (ибо это стандартная островная тема Яндекса, может слегка надоевшая, но серьезных претензий к ее эстетичности я как-то не слышал). И наверняка вполне продуманный (с корректировкой на новые задачи). Тупо непривычно. Время запросто лечит такое.

7. Яндекс купил Кинопоиск, чтобы зарабатывать. Народ, почему вы игнорируете эту мелочь, или делаете вид, будто в этом есть что-то постыдное? Можно ли было зарабатывать "типа как раньше" (на брендинге и медийке)? Ну, раз дошло до серьезной смены акцентов - видимо, нет. Если кто-то достаточно хорошо понимает экономику этой ниши, чтобы предметно порассуждать - будет очень интересно послушать. Я вот не понимаю, но зуб даю, что этот пункт надо было поставить первым =)

Уфф, вроде все. (Медленно снимает с себя костюм Кэпа).

Мне было бы крайне интересно почитать адекватный анализ этого перезапуска с точки зрения именно дизайна. Кинопоиск всегда удивлял меня устройством своих экранов. Типа как Тардис - "снаружи меньше, чем внутри". Или, как это было в том замечательном бояне про живопись: "много маленьких людишек + маленькой непонятной хуйни - Босх". Вот это такой Босх, они ухитрялись при фиксированной ширине лейаута уместить в один экран ОООЧЕНЬ много маленькой хуйни.

Кажется, дизайнерское общественное мнение солидарно в оценке такого подхода как атавизма лихих 90-х. Сейчас не делают колонки, не делают шрифт мельче 17 пкс., делают большие картинки, много свободного места и "плиточную" структуру вместо "колоночной". Считается, что нет ничего страшного в лишних кликах и скролле, если при этом у пользователя сужается набор опций, куда кликнуть и что проскроллить (проще выбрать, меньше ошибок, меньше надо думать).

Я сам много спорил с нашими дизайнерами, отстаивая важность компактного расположения контролов, ругаясь на лишние клики и переходы. В ответ получал утверждение, что интерфейс, где "все под рукой", может и эффективнее для продвинутых пользователей, но сильно бьет по понятности и, соответственно, увеличивает порог входа для новичков.

Пример Кинопоиска показывает, что у "Босх-подхода" тоже достаточно приверженцев, как раз из числа продвинутых (старых и постоянных) пользователей. И что большая и умная компания, несмотря на это, делает ставку на упрощение. Думаю, это интересная и непростая тема.

И еще несколько мыслей.

1. Наверное, это не очень очевидно. Почему нельзя было постепенно развивать старый интерфейс? Потому что это легаси-код, то есть наследство, собранное на "не пацанском" стеке технологий без использования принятых подходов. Любой легаси, особенно на фронте - это адски дорого. Если же речь идет о компании с устоявшимся процессом, набором методик и инструментов - это реально заноза в одном месте. Чтобы начать как-то развивать проект, его надо первым делом "одомашнить", перевести на свой стек, на свой дизайн-язык, понятный для команды и имеющий предсказуемую цену изменений. 

2. Виталий Таций, который фаундер, ведет себя просто по-уродски. Бегает по всему рунету, набрасывает на вентилятор и снабжает кормом стада хомяков. Так можно делать, если у тебя отжали проект при помощи неверных ментов. Но ты его сам продал, чувак. Если оно тебе так мило и дорого, нафига продавал? А раз продал и все было по-честному - будь добр, относись с уважением к праву собственности твоего бизнес-партнера. Яндекс его купил. Может сжечь целиком и выложить там порно-трекер. В таком случае можно написать что-то типа "это не совсем то, как я видел развитие проекта, но все же желаю удачи новой команде, надеюсь их опыту и интуиции стоит доверять". И не более. Я очень рекомендую сейчас вот это запомнить и в будущем, если кому придется - 20 раз подумать, стоит ли иметь дело с таким человеком.

3. Про рейтинг. Яндекс безусловно прав, пытаясь его выправить. Даже вот сами пользователи писали дословно следующее:

если я видел фильм меньше 7 иностранного производства(если РФ то около 5-6 такие уж там кинокритики) то уже можно было понять, что можно не тратить время. 

Этот перекос возникал из-за того, что в рейтинге учитывались только оценки постоянных активных юзеров, у которых, по понятным причинам, имеется деформация во вкусах. Подробнее это разбиралось на хабре еще три года назад. Яндекс может бороться с накрутками, не отбрасывая 70% оценок. Нюанс в том, что эти 70% принадлежат к качественно другому срезу аудитории, поэтому и наблюдается невооруженным глазом качественное изменение в цифрах. 

4. К сожалению, Яндекс как-то сдает в смысле пиара. Еще пару лет назад в комментах сражался бы бесстрашный Кукуц, обтекая, но не сдаваясь. Не для того, чтобы кого-то переубедить или, упаси боже, переубедиться самим. А чтобы у людей не было неприятного чувства, что "небо нас не слышит". Сейчас на это как-то забили. И очень долго тянули с реакцией. Как результат, Яндекс оказывается в положении лежачего, которого можно и нужно пнуть. Я помню время, когда это считалось неприличным. По крайней мере люди отрасли относились с уважением и следили за словами.

Такие дела. Всем мира и приятного юикс =)

P.S. Мы сегодня запостили на Хабр первую идеологически-верную телегу про нашу чудо-цмс: http://habrahabr.ru/company/floxim/blog/268467/ У кого есть плюсомет - пожалуйста, поплюсуйте, ибо воздастся! У кого нет - пофлеймите в комментах, это тоже очень ценно!

UPD:

Роем "нарыл" несколько текстов от якобы инсайдеров, ставлю ссылку как дополнение. Оно частично подтверждает мои предположения насчет "дизайна через цифры":

оценки свелись к метрикам, счётчикам, анализу посещаемости. разделы начали вырубать один за другим с объяснением "да там же нет аудитории, на [...] его". 

И про смену тех.стека (это очень смешно):

меня и других пхпыхеров пытались переучить на джаву.

Ну и да, действительно не вполне понятно, почему за людей впрягается добрый дядя Дубр, а не зондеркоманда сммщиков на зарплате.

Камменты

Андрей Масик14.10.2015, 00:54#
Команда Simkl также специально выпустила русскую версию своего ТВКино портала http://simkl.ru как альтернативу новому кинопоиску

Написать коммент: памятка постеру

 

Крутые посты wtf??? →

16.03.2011 · 13 камментов · рейтинг 6.44
28.06.2007 · 20 камментов · рейтинг 6.32
03.10.2012 · 8 камментов · рейтинг 5.84
11.07.2011 · 8 камментов · рейтинг 5.19
12.12.2007 · 73 каммента · рейтинг 4.94

Поисковый спам

Последне камменты

21.05.2017  Vadim GukОбработка кликов и цели в Яндекс.Метрике, улучшенный вариант: Большое спасибо за решение задачи.
20.05.2017  ДмитрийТестовое задание для PHP-программиста (Junior): А джуны ещё нужны у вас в компании?
18.04.2017  ДубрОбработка кликов и цели в Яндекс.Метрике, улучшенный вариант: Вячеслав, блин, я там скобку потерял =) Обновил, ...
17.04.2017  Вячеславтам же: вот http://www.totalat.ru/service/remont-akpp-bmw/
17.04.2017  Вячеславтам же: Вашу версию вставил. Даже alert проверочный вывод...

Статсы